Проект: «Itaca: Travelling into learning!»
Место: Рим, Италия
Период: 04.07 — 28.08.2016

Этим летом я приняла участие в волонтёрском проекте «Itaca: travelling into learning!» В течение двух месяцев — июль и август — мы работали с подростками-иммигрантами в пригороде Рима. Это было незабываемое и увлекательное приключение по многим причинам!
Утром с 9.30 до 12.00 (в полдень во всех церквях бьют в колокола!) мы ходили на курсы итальянского языка, которые проходили в церкви, очень современной на вид, в новом жилом районе. Первые две недели нас учили, потом мы помогали обучать ребят. Обучение было не очень организованное, в том смысле, что это была не языковая школа и не профессиональные языковые курсы. Местная организация под названием «Il Tetto» (крыша), работающая с иммигрантами и детьми из проблемных семей, вместе с волонтёрами устраивает занятия для своих подопечных – иммигрантов, чтобы помочь им адаптироваться в новой для них стране и внедриться в итальянское общество. Среда, естественно, была очень интернациональная – египтяне, африканцы из Сенегала, Мали и Нигерии, пара албанцев, филиппинка, основной преподаватель – из Ливана, мы с гречанкой и, конечно, сами итальянцы. Для меня преподавание языков сфера не новая, всё-таки я проработала в языковой школе 6 лет, но здесь было сложно, потому что я сама знаю итальянский плохо, а тут его нужно было преподавать, да ещё людям другой национальности, которые не говорят даже на английском, т.е. не было общего языка. Например, пытаешься объяснить что-либо непонятное на своём слабом итальянском людям, которые знают этот язык ещё хуже. Приходилось выкручиваться. К занятиям не подготовишься, так как не знаешь, кто с кем будет заниматься завтра. Нет фиксированных групп и преподавателей, закреплённых за группой или учеником, нет системы. Тяжело отследить прогресс и динамику, зато интересно – каждый день сюрприз и импровизация. Есть своя специфика в работе. Например, у арабов, а большая часть учеников была из Египта, своя письменность, и не всем легко привыкнуть к латинскому алфавиту. Они плохо отличают гласные, «е» часто читают как «а», не понимают разницу между одной и двумя согласными, «Даниэла» произносят как «Даниэлла», но они сообразительнее, чем африканцы, но и наглее)) Это, видимо, связано с тем, что египтяне приезжают в Италию в поисках работы, а африканцы бегут от военных конфликтов, спасая свою жизнь. Африканцы скромнее. Некоторые из ребят никогда даже не ходили в школу в своей стране и научились читать и писать, приехав в Италию! В очередной раз убедилась, что успешность обучения во многом зависит от мотивации, и задача учителя не столько обучать, сколько мотивировать. Очень надеюсь, что мне удалось хоть кого-нибудь смотивировать))
Вторую половину дня мы проводили непосредственно с ребятами из проекта Itaca: а это – семеро египтян от 14 до 17 лет. Вместе готовили, ухаживали за огородом, убирались, играли, осматривали достопримечательности, ездили на море, в бассейн, катались на лодках. Мы жили в одном доме. Мы – на третьем этаже, они – на втором.
Ребята общаются между собой шумно, громко. Хотя этим отличаются и сами итальянцы, особенно южане. Они могли общаться со мной на итальянском на одной громкости, а, как переходили на арабский в общении между собой, сразу начинали говорить на несколько тонов выше. Создаётся впечатление, что они орут. В общем, арабский язык мне показался очень громким)) Выучила несколько слов:
ялла – давай, пошли, поехали
флюс – деньги
телет – 3
арпа – 4
амель э? – как дела?
тэмэм – хорошо
Ну, и ещё несколько…

А как они мыли пол – это просто песня))) Выносили стол на балкон, выливали воду на пол и возили по нему шваброй! Это мне напомнило Пеппи Длинныйчулок, если кто помнит)) Также запомнилось, как готовили еду. Меня удивляло, как они готовили рис. Сначала наливали в кастрюлю растительное масло, засыпали примерно пять ложек риса и жарили его пока он не становился коричневым, затем добавляли остальной предварительно промытый рис, заливали водой. Иногда добавляли помидоры и лук для вкуса. Ну, и естественно специи. И готовили под крышкой до готовности. Это-то я понимаю – также делается плов, но почему они жарили немного риса вначале?? Может это придает определённый привкус? Запомнилось также блюдо «щорба» — мясо, овощи, бульон. Мясо распределялось по тарелкам, а бульон ставили отдельно в ёмкости, иногда наливали в кружку, и каждый брал себе сколько хотел или хлебал из общей посуды. Однажды мы даже ели руками! Совсем руками у меня не получилось, не так-то это просто – я помогала себе кусочками хлеба. Так принято есть у них на родине. Обычно садятся вместе всей семьёй и едят руками без приборов из общей посуды. Очень практично – не надо мыть столько посуды!! Также воспитатели рассказывали, что понадобилось время, чтобы приучить ребят сидеть за столом и общаться, как принято в Италии. Они, по привычке, после еды сразу вставали из-за стола и расходились по своим делам.
Ещё одно впечатление – игра schiaffo di soldato. Ребята становятся в два ряда лицом друг к другу, образуя что-то вроде коридора. Тот, кто водит должен пройти по коридору с руками на затылке, не дав себя ударить, шлепнуть (schiaffo – пощёчина, оплеуха). Остальные как раз пытаются его ударить, но чтобы он не заметил кто именно. Если водящий угадает кто шлёпнул, тот становится водящим. Только мне казалось, что ребята слишком усердствуют со шлепками, бьют слишком сильно – совсем не играючи, в шутку, но мне сказали, что они же мальчики. Да, суровые египетские мальчики))
Вообще, иммигранты для Италии, конечно, тема супер актуальная, да и для всей Европы в целом. Как говорят сами итальянцы: «Мы находимся посреди Средиземного моря, и все плывут к нам». Большинство судов приплывает на Лампедузу, остров рядом с Сицилией. Там есть так называемые centri di accoglienzа (центры приёма иммигрантов), несовершеннолетних оттуда постепенно распределяют в casa-famiglia (семейный дом), организации вроде нашего «Il Tetto». Там есть и мальчики, и девочки и даже семьи, иностранцы и итальянцы, дети из проблемных семей. Способным и толковым ребятам пытаются помочь с обучением, поиском работы. Кто-то ищет убежища, кто-то, как наши египтяне, приезжает работать. Ребята рассказывали, что платят по две-две с половиной тысячи евро, чтобы попасть на судно. Некоторые семьи занимают деньги, думая, что их ребёнок приедет в Италию, заработает денег и пришлёт семье, но по закону несовершеннолетние в Италии работать не могут. Суда переполнены. Нередко бывает, что они тонут. Люди погибают. Кто-то из ребят говорил, что плыли восемь дней. Бывает, что нечего есть. Испытание не для слабонервных.
Не хочется заканчивать на грустной ноте) Кого-то испытания ломают, кого-то делают сильнее. Хочется надеяться, что у наших ребят всё в жизни сложится хорошо! В общем и целом, это был интересный опыт для меня и, если кому интересно, рекомендую!)) Да и пожить в Риме само по себе бесценно. Очень надеюсь побывать там ещё. Ведь столько всего ещё надо увидеть и познать.