Проект: Coping with the Past and Learning for the Present (Berlin)
Место: Германия, Берлин
Период: 05-19/08/2018

Ты стоишь и смотришь вниз. Внизу – пустота. Вокруг город, где голоса сливаются в пёстрый шум. Шаги, мимолётные окрики, обрывки фраз. Сейчас ты не с-, ты в-. Внутри своих мыслей и чувств. Иногда нужна пауза, чтобы жизнь вокруг застыла как цепочка кадров на монтажном столе. Так приходит понимание, так рождается сопричастность. Так люди вспоминают о том, как важно, чтобы бодрствовал ум, и билось сердце.

/Опернплац. «На этой площади 10 мая 1933 года студенты-нацисты жгли книги»/

На этом месте в мае 1933 нацисты сжигали книги авторов, неугодных режиму. В огне умирали слова, надежды и память. И если вырванная из контекста фраза ничего не значит, то что остаётся человеку, лишенному памяти? Пустота. «Утонувшая библиотека». В этом мемориале я увидела ничего (за стеклом внизу – пропасть из пустых книжных стеллажей) и почувствовала всё – отказавшись от памяти, накопленной тысячелетиями человеческой жизни, кем будет человек в свой короткий век? Поддавшись соблазну чудовищной идеи стройные ряды гитлеровцев маршировали в будущее, отказавшись от прошлого. Это была дорога потерь. Самая страшная из которых – потеря человека в себе.
История не знала катастрофы, подобной 12-ти годам третьего рейха. И все мы верим или хотим верить, что не узнает. Мой проект был об этом. О культуре памяти, о том, как можно и как важно сохранять историческую память, не боясь взглянуть правде в лицо. Топография террора, тюрьма Штази, концлагерь Заксенхаузен, Трептов-парк, центр Анны Франк, дом Отто Вайдта и… улицы Берлина, его дома, его небо – всё это были пульсирующие точки нашего проекта. Точки, по которым соединяется полная картина жизни города, страны, себя, нас.

/Бранденбургские ворота, Берлин/


/Кафедральный собор, Берлин/


/Музей Анны Франк, Берлин/

Берлин – особое место. Город в шрамах, где с ними научились жить. В Берлине не стесняются шрамов, они выразительны. Они должны выражать и поражать. Вот Берлинская стена. Жизнь одного города, разделённая стеной. Всмотритесь в рисунки. Они — аллегория страдания, пепла надежд. Эти граффити ужасают фактом: разорванные семьи, сломанные жизни, механические жилы людей(?) на границе, что спускали курок без предупреждения — стрелять на поражение, защищать режим … защищать фанатичную волю кого-то, убивать кого-то и как-то жить. Как-то не верится, но поверить придётся.

/East Side Gallery, Берлин/


/East Side Gallery, Берлин/


/East Side Gallery, Берлин/


Наши будни не похожи на work camp в классическом виде.
Утренние часы – это работа. Но не руками. Мы в свободном кругу, по которому скользят мысли. Каждый день – новая проблема и новые решения. Для кого? Для нас самих. Для чего? Для того чтобы в конце проекта отправить окрепшие знания на наш сайт. Сайт – эстафетная палочка: от прошлых участников к нам, от нас – в будущее. Вечные темы требуют вечности на поиски ответов. Материальное выражение труда на этом проекте намного меньше, чем невидимый след глубоко под кожей. Но кто берётся судить о книге по количеству страниц, не узнав их смысла?
Morning circle. Вспомню этот – о силе и слабости гранита. На полу 12 картинок – всё это памятники чего-то, кому-то. Это предстоит выяснить. Ты выбираешь тот, что бросился в глаза, неважно знакомый или нет, главное – выбор. Теперь у нас есть около получаса на путешествие по стрелкам компаса и часов, чтобы выяснить кому, зачем, когда и как. Избранное всегда личное, оттого задание рождает трепет сопричастности. Мой памятник раскрыт – это туфли на набережной Дуная. Это память о жертвах холокоста, чьи тела унесло течение, а последнее, что видели их глаза перед расстрелом, был суровый гранит набережной. Будапешт. Сколько их было? Сколько пар ботинок и туфель потеряли своих хозяев в те дни? Сколько было выпито горя?.. И сколько потребуется лет, чтобы человек забыл о нем без остатка?
Последний вопрос ужасает. Парадокс, но люди могут быть жёстче гранита. Он хранит память тысячами лет, а люди порой выбрасывают её как балласт за долю секунды.
Этот класс был долгим и душевным, сложным, нужным. Как сохранять память? Какими должны быть её выражения? Как заставить камень говорить? Говорить о чём?

О принятии. Не отворачиваться – моё давнее решение. Но по сей день принятие остается одной из самых трудных задач. В Сеуле есть памятник: две маленькие девочки с глазами, в которых высечена скорбь. Надпись на маленьком мемориале гласит о том, что это дань памяти всем девушкам, пострадавшим от сексуального насилия во время японского вторжения. Казалось бы, факт обнажен, нужно это признать, жить с открытыми глазами. Только из-за маленького памятника вышла большая неприятность. Япония отозвала своего посла из Южной Кореи – жест отрицания. Мы ни за что не отвечаем, мы ничего не хотим вспоминать. Грустно – перечеркнуть- горестно. Глупо. Слова на букву г отчего-то в большинстве. Германия. Эта страна смогла перебороть прошлое как никто другой. Поэтому мы здесь. Учимся. Наш проект – маленькая часть большого мира, где так важно, чтобы coping with the past и learning for the present шли рука об руку.