Место: Castagneto Po (TO), Italia
Даты: 01/09/2013 -15/09/2013
Автор: Некрасова Юлия

На севере Италии, в регионе Пьемонт (провинция Турин) расположилось местечко под названием Кастаньето По. В этом поселении, разбросанном в горах, есть несколько уютных жилищ, которые являются островками жизни и надежды для необычных для нас людей, живущих в своём, особенном мире. Один из таких домиков называется ласково «La casetta», что на русский так и переводится — «домик».
Два раза в год Казетта принимает у себя на две недели группу волонтёров из разных стран мира, разных возрастов. В сентябре текущего года там оказалась и я.

Пройдены стандартные процедуры по подаче заявки, оформлению визы и прочее — и вот я уже стою на вокзале в городке Кивассо. Тут меня по предварительной договорённости в полдень должна встретить кемплидер Клаудиа. 12.00 — за мной никто не приходит. Стою со слезами на глазах, прокручиваю в голове разные варианты развития событий. Наконец-то в 12.20 навстречу идёт красивая девушка с широкой улыбкой. Мои страхи улетучиваются — что ж поделаешь, итальянцы не слишком пунктуальный народ. Далее несёмся на машине несколько витков вверх в горы — и въезжаем во двор двухэтажного домика с широкой верандой.

Казетта — это дом для восьмерых людей с разными психическими отклонениями. На момент моего пребывания постояльцев было только семь. Здесь они и лечатся, и живут. Нет, это не «дурдом» и не «психушка». Здесь никто не называет их больными или даже пациентами. Их осторожно называют «гости». Работники, которые каждый день посменно приезжают, чтобы вовремя накормить их, вместе провести время, называются операторами. Это и мужчины, и женщины с добрыми лицами и мягкими, терпеливыми манерами.

Вместе с кемплидером-итальянкой нас в смене 8 человек: я — русская, двое поляков, две чешки, турчанка и финка. Нас разместили в палаточном лагере, благо в Пьемонте в начале сентября ещё очень жарко. Кушали мы всегда вместе с гостями за одним столом. Я считаю это примером подчеркнутого уважения к людям, которые не всегда могут эстетично вести себя во время еды.
В день у нас всего часа четыре садово-огородных работ. Остальное время уходит на постоянное общение с обитателями дома, которых мы всячески пытаемся втянуть в наши развлечения. Постепенно я познакомилась с каждым из них и полюбила каждого. Сильно помогло при установлении контактов среднее знание итальянского языка.

Даниела любит танцевать, поэтому вечерами у нас танцы. Эдоардо с удовольствием занимается раскрасками и делится фломастерами. Джерардо просто любит сидеть, держа кого-нибудь за руку, он очень ласковый. Стефано прекрасно рисует, разбирается в автомобилях и современной эстраде. Анджела самая активная и принимает участие во всех наших играх, всё время шутит и старается всех рассмешить. Карла всегда следит за порядком на столах и сердится, если не убрано. А Алессандро постоянно держится особняком, но всё равно к концу второй недели он к нам очень привык. Нам рассказали историю каждого из них, но я не уверена, что имею моральное право разглашать эту своего рода врачебную тайну. Могу сказать одно — не все эти люди были больны с рождения, а судьба некоторых из них заставляет заплакать.

Идейным лидером и вдохновителем Казетты является Костин Мирон, румынский иммигрант, вот уже почти 20 лет работающий в коммуне. Костин работает не посменно, как другие операторы, он находится в Казетте целый день. Первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с ним — его добрая, приветливая улыбка. Гости называют Костина ласково «папа». Такое безусловное доверие о многом говорит и дорогого стоит. Впрочем, спустя день знакомства я сама уже ходила за ним, как хвостик, и ловила каждое его слово.

В ведении Костина находится небольшое приусадебное хозяйство: гуси, куры, огород, сад. Все работы подчинены принципу экологической безопасности: культуры выращиваются без использования химикатов, мусор тщательно сортируется. Сельскохозяйственные работы не имеют целью прокормить население Казетты, это один из видов терапии. Костин специально окончил курсы